?

Log in

No account? Create an account
Сами знаете что — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Павел Костылев. Религиовед etc.

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

От неопределенности к неделанию [Nov. 5th, 2014|07:29 am]
Павел Костылев. Религиовед etc.
[Tags|]

Всех нас учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь Лао-Цзы и Карлос Кастанеда, но одному они научили нас не совсем верно; вернее, мы не совсем верно этому научились.

Речь идет о разных уровнях неопределенности.

И действительно, неопределенность и определенность - вечная пара эзотерических понятий; определенность ведет нас к общеобязательной картине мира, тогда как неопределенность, казалось бы, отворяет дверь в мир чудесных возможностей. Все "они" живут в мире [пред]определенности, мире скучном и глупом, мире работы, кредитов, отношений, таком плотном, таком материальном! "Духовному" человеку жить в таком мире крайне тяжело, ведь человек рожден для ...полета?

Однако мы забываем о неделании. Что такое неделание? Это не делать того, что ты обычно делаешь. И если я обычно выбираю священную неопределенность - значит это и есть мое делание.

Именно поэтому стандартный мир духовных исканий, как он видится самому искателю, на деле - тюрьма куда почище нашего, т.н. "обычного" мира.

На втором уровне неопределенность становится неделанием, и духовной практикой высокого уровня являются вещи крайне простые, но совершенно в приличном обществе не принятые: прекратить ныть и жаловаться, вовремя приходить на работу и работать на ней (а не, скажем, общаться), каждый день чистить зубы и делать зарядку...

Правильно было сказано давным-давно и не мной: путь и есть плод, или, что то же самое - практика критерий истины.
link1 comment|post comment

Неделя с имамом `Али [Oct. 31st, 2014|07:57 am]
Павел Костылев. Религиовед etc.
Кто слишком мечтам предается, у того дело не удается (Изречение 36 // Нахдж аль-Балага)

Правило ограниченности ресурсов и в VII веке никто не отменял. Либо мы мечтаем - либо делаем, или о том, что размышления и действия всегда нужно разводить.
linkpost comment

Снится [Oct. 29th, 2014|09:19 am]
Павел Костылев. Религиовед etc.
[Tags|]

Все, вероятно, помнят историю про бабочку и Чжуан-Цзы - кто по "Чжуан-Цзы" Чжуан-Цзы, кто по "Чапаеву и Пустоте" Пелевина. Тем не менее, несмотря на некоторую банальность истории, сегодня мне пришел в голову следующий поворот:

А что, если главное в этой истории - не Чжуан-Цзы и не бабочка, и даже не постулируемое наличие или отсутствие того, кому / кто снится, а сам факт сна?

Если перевернуть (один из дивных квазикаббалистических ходов) сон и реальность, то бабочка и Чжуан-Цзы - это не две формы одного сна и не чередование сна с явью, а просто две параллельно присутствующие реальности.

Тогда начинаю понимать нечто интересное о квантовой природе реальности.
linkpost comment

Дважды совершеннолетний [Oct. 28th, 2014|02:32 pm]
Павел Костылев. Религиовед etc.
[Tags|]

У индусов, помнится, были двиджа - дваждырожденные, т.е., инициированные в нормальное индийское общество вайшьи, кшатрии и брахманы. У нас первичная инициация - восемнадцатилетие, когда уже вроде бы все "можно".

Так вот, как доживший до тридцатишестилетия, думаю, что совершенно необходимо ввести концепт и практики вторичных, третичных и иных инициаций. Скажем, мне 36 - и теперь мне можно быть мужем и отцом, руководителем и автором, творцом и источником жизненного опыта.

Соответственно, в 54 - состоявшаяся личность, в 72 - исполненный жизни, в 90 - великий, в 108 - величайший. Только надо придумать плюшки ;=)
link2 comments|post comment

Тайм-менеджмент от РФ [Oct. 27th, 2014|07:30 am]
Павел Костылев. Религиовед etc.
[Tags|]

Это благодарности и размышления пост.

Сегодня, как и икс понедельниеов до этого, я разрывался между логикой и комфортом. Логика диктовала мне встать в пол-пятого и покатить zum Arbeit к без четверти семь, дабы разобраться со срочными делами (рекомендация хорошему человеку, шестой выпуск религиоведческой рассылки) до первой пары - на выходных я, согласно мучительно рожаемой собственной Системе, стараюсь не работать.

Комфорт, подстегнутый Дневниками вампира до двух ночи, победил - и я проснулся, чтобы ехать к без четверти девять. И тут - та-дам! - мне, как и, судя по всему, еще нескольким миллионам не особо внимательных коллег по стране, - сакральный Дар! Родина дарит нам лишний час жизни!

Вот это я понимаю тайм-менеджмент ;=)
linkpost comment

Спринтеры, стайеры, далее везде [Oct. 24th, 2014|09:29 am]
Павел Костылев. Религиовед etc.
[Tags|, ]

Бег - это циклический вид спорта, циклическая практика. Если мы не говорим о гениальности, труд - это тоже циклическая деятельность. В трудовой деятельности тоже есть, например, спринтеры и стайеры.

Спринтеры доводят себя до дедлайна, и под тревожный рокот его барабанов успешно все делают. Стайеры - это именно те малореалистичные люди, которые пишут те самые малореалистичные две страницы в день.

Исходно все мы, увы, спринтеры - многодневные дела почти всегда не про нас. Однако, в отличие от бега, в жизни труд стайера многократно более ценен.

О перспективах: не буду говорить о стахановцах, но Вольфганг Шверк в 2006 году пробежал 4989 км за 41 день 8 часов 16 минут и 29 секунд.
link5 comments|post comment

Страх роста [Oct. 23rd, 2014|10:31 am]
Павел Костылев. Религиовед etc.
[Tags|]

Последние годы меня нешуточно интересуют две темы, от которых т.н. "нормальные люди" обычно бегут, как черт от ладана: это личная эффективность и личный рост.

Возьмем, к примеру, личный рост. Базовая позиция, с которой он начинается, это позиция признания своей недостаточности как личности. Второе необходимое условие - возможность самостоятельно выстроить линию роста.

Когда проблемы с первым, человек считает, что с ним как с личностью все нормально / отлично / прекрасно. Позитивное мышление улала. Гений Игорь Северянин, своей победой упоен. Трудное место, кстати, - в ситуации понимания своей недостаточности не впасть в бессмысленное самоуничижение формата "ах, какой я плохой, горе мне, горе".

Вторая серьезная проблема - это не начать в панике тупо отрисовывать любой культурный образец, чтобы любым путем оперативно восполнить / исправить свою недостаточность. Делать жизнь с кого-то - интересный проект, однако принципиальная вторичность такого подхода губит реальный личный рост на корню.

Только после создания авторской модели личного роста, собственной, если угодно, Системы - только тогда вообще может начинаться какой-то личный рост.

Но обычно людям все это не нужно. Нет времени... или же - есть страх: зачем расти? Куда? Почему так одиноко? (личный рост коллективом возможен, но это крайне трудно режиссируемая социальная ситуация.) К сожалению, за ригористическим отрицанием личного роста чаще всего скрывается банальный страх - страх роста.
link2 comments|post comment

Четвертый путь [Oct. 22nd, 2014|01:58 pm]
Павел Костылев. Религиовед etc.
[Tags|]

Единственная содержательная проблема работы - это неумение рассредоточить конечное количество дел в конечном объеме времени. Есть три способа ее решить, на мой взгляд:

1. Уменьшить объем работы ("говорите 'нет'");
2. Увеличить объем рабочего времени ("приезжайте на работу в семь утра");
3. Делегировать ("где же вы, подчиненные");

Нутром чувствую, что есть какой-то четвертый, возможно, лучший способ.

Но какой?
link18 comments|post comment

Санкции и принуждение к аскетике [Oct. 21st, 2014|07:31 am]
Павел Костылев. Религиовед etc.
Честно говоря, долго думал на тему санкций и их восприятия обществом. Вывод парадоксален: санкции - это, скорее, хорошо.

По содержанию: уверен, что нет нормальных людей, которые дня не могут прожить без какого-нибудь камамбера или, прости господи, моцареллы. Я как человек, который практически не ест молочные продукты, далек от тоски по неведомым сырам. Общество, скорее, волнует несвобода, т.е. проблема не физическая, а психологическая.

Богатство потребления - в рамках отдельно взятого индивидуума, как мне кажется, противостоит ценностям производства. Если я, захлебываясь от счастья, потребляю - мне некогда и не особо интересно будет производить.

Далее. Без санкций, совершенно другого рода, довольно плохо идет работа. Если не ограничивать сотовую связь, социальные сети и интернет в целом - никакая работа с документами, к примеру, невозможна.

Даже по общим основаниям: без ограничений невозможно похудеть, поддерживать здоровый образ жизни... даже наукой нельзя нормально заниматься, себя не ограничивая.

Оскорбляет, я полагаю, только внешнее принуждение к этой аскетике. Но положа руку на сердце - а кто из нас способен на подлинное самоограничение по велению души?
link12 comments|post comment

Пороки, приличия, сон и работа [Oct. 20th, 2014|12:02 pm]
Павел Костылев. Религиовед etc.
[Tags|, ]

В ориентированной на успех части западной культуры, которая меня все больше интересует, есть интересная деталь, которая полностью отсутствует у нас. Я говорю о неспровоцированном, труднообъяснимом сне в неположенное время.

Западные руководства зачастую рекомендуют послеобеденный сон в начале второй половины дня. С учетом того, что те же руководства рекомендуют вставать часов так в четыре-пять утра, чтобы все успеть, эта рекомендация выглядит вполне осмысленно.

Однако попытайтесь представить, как эта рекомендация может выглядеть у нас, если только Вы - не собственник бизнеса. Вот я закрываюсь в отделе после обеда и сплю... стоп! Ведь приемные часы идут! (Созданные, как мы знаем, для того, чтобы мешать людям работать.) Значит, ко мне постоянно будут стучаться и заходить. Но не по рабочим причинам, нет! Просто чтобы:
a) узнать, как мои дела,
b) поздороваться,
c) пойти вместе на ланч или обед,
d) просто поговорить.

Ведь для любого [пост]советского человека это и есть работа. Никакой сон сюда просто не монтируется!

Другая ситуация: я встаю без пятнадцати пять и на первой электричке приезжаю на работу к без четверти семь. Есть ли у меня срочные дела, которые мне нужно сделать до девяти утра, иначе меня уволят? Нет. У меня встреча за завтраком? Тоже нет. Тогда, о Боже, вопрос, на который [пост]советский человек не в состоянии найти ответ: зачем я это делаю? Как я могу променять священный сон и право вставать не раньше, скажем, половины седьмого?

Или: вот я работал-работал - и устал. Надо поспать, восстановить силы. Нет! Любой человек, увидевший спящего - кстати, неважно, на работе или нет, но днем, - сразу поймет: да он пьян, каналья! Или под страшными наркотиками! Ведь иначе невозможно объяснить, почему все работают, а он спит!

По-моему, такое отношение ко сну - это какая-то болезнь.
linkpost comment

navigation
[ viewing | 10 entries back ]
[ go | earlier/later ]